В гостях у мастеров йоги
Все больше сторонников появляется у индийских учений по медитации и искусству движений. Однако немногие знают, что за этими гимнастическими упражнениями стоит целая философская система.
Мое первое занятие начинается в шесть утра в холодном помещении, освещенным неоново-ярким светом. Перед раковинами толпятся женщины и мужчины, многие из них в одеяниях из хлопчатой ткани. Сквозь открытые окна с улицы раздается медитативная музыка. К моему удивлению, никто из присутствующих даже не думает чистить зубы или умываться. Кажется, большинство пришло сюда по одной причине: чтобы испить из больших чаш соленой воды и практически сразу исторгнуть ее из себя.
Резиновая трубка в носу
Некоторые наливают себе смесь из фарфорового кувшинчика в одну ноздрю, и дают ей вытечь из другой. В заключение, они проталкивают тонкую резиновую трубку через нос, пока она не достигнет ротовой полости, берут ее за концы и потягивают в обе стороны. Некоторые глотают метровый марлевый бинт, чтобы через некоторое время медленно вытащить его из желудка. Во всем этом нет ни намека на соответствие эстетическим понятием среднестатистического жителя западной Европы. «Это Крийя, очистительные упражнения из Хатха-йоги», - объясняет учитель Йоги Вивик Тивари и протягивает мне одну из его резиновых трубок, словно, спрашивая, не хотела бы я попробовать. «Может быть, завтра» - отвечаю я, твердо осознавая, что никогда не займусь упражнениями Крийа. Скоро выяснится, что я ошибалась.
Путешествие к истокам
Я нахожусь в Институте Йоги Кайвальядхама в индийском городе Лонавла, что в 110 километров к юго-востоку от Мумбая (бывш. Бомбей – прим. пер.). Институт, основанный Свами Кувалаянанда в 1924 г., является одним из самых древних центров по изучению йоги и йоготерапии. На следующие десять дней кампус величиной в более чем половину квадратного километра должен стать моим домом. Здесь я приму участие в международной конференции по новейшим научным достижениям в области йоги и пройду недельный курс обучения. Это путешествие – путешествие к истокам учения, насчитывающего более двух тысячелетий. Поиск, который уведет меня от того поверхностного понятия, которое на западе практикуют как йогу и так же называют. Посетителям института Кайвальядхама быстро дают понять, что йога - это нечто большее, нежели поза лотоса и умение стоять на голове или на одной ноге. Больше, чем модная гимнастика. «Йога - это не просто работа с телом, - говорит Шри О. П. Тивари, руководитель Института Кайвальядхама, который на семь дней станет моим учителем. - Йога учит нас, как жить, как работать, как думать, что употреблять в пищу и кто мы есть на самом деле».
Путь к «Самадхи» - просветлению, конечной цели йоги – традиционно проходит через восемь ступеней. Они впервые были изложены индийским ученым Патанджали в знаменитой «Йога-Сутре» - трактате из 195 изречений на санскрите, время создания которого можно опредлить лишь примерно - период между 200 годом до нашей эры и 400 годом нашей эры. Первые две ступени - это этические предписания или запреты, такие как отказ от насилия и стремление к чистоте. Если ученик следует этим заповедям в мыслях, на словах и на деле, он таким образом обретет верное понимание и восприятие йоги. Дальнейшие ступени - это выполнение физических и дыхательных упражнений, погружение в себя и медитация. Весь путь похож на движение от внешнего к внутреннему, от земного к трансцендентному. Это и есть непрерывное очищение.